Тестирование современных видеокарт на чипах NVIDIA
Настройка приложений трехмерного моделирования
Расчет интегральной оценки производительности видеокарты
Определение эффективности теплоотвода
В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено сравнительное тестирование современных видеокарт, базирующихся на графических процессорах серии NVIDIAGeForce 7000, с целью определения их производительности в играх и приложениях трехмерного моделирования. В тестировании принимали участие следующие видеокарты: LeadtekWinFast 7300GS TDH, Palit GeForce 7300 Sonic, Albatron GeForce 7300GT, ASUS EN7600GS TOP Silent, MSI NX7600GT, ASUS EN7800GT Top Silent, ASUS N7800 GTX Top, Albatron 7900 GTO, MSI NX7900GTX и MSI NX7950GX2.
В данном тестировании мы задались целью составить своеобразный рейтинг производительности видеокарт на всех современных графических процессорах. Поскольку производительность видеокарты целиком определяется типом и частотой графического процессора, а также типом, частотой и объемом видеопамяти, конкретный производитель видеокарты не столь важен. Таким образом, видеокарты, построенные на одном и том же графическом процессоре и использующие одинаковую память, будут демонстрировать одну и ту же производительность.
Кроме традиционного для видеокарт сравнения производительности в игровых приложениях, мы протестировали видеокарты на предмет их возможностей при работе с современными приложениями 3D-моделирования 3ds max 7.0 и Maya 6.5. Считается, что для работы с этими приложениями требуются дорогостоящие профессиональные видеокарты для графических станций. Однако это не совсем так — современные игровые видеокарты позволяют вполне успешно работать с данными программами.
Для тестирования мы отобрали видеокарты с интерфейсом PCI Express x16 различных производителей, построенные на графических процессорах серий NVIDIA GeForce 7000.
Методика тестирования
Стенд для тестирования имел следующую конфигурацию:
- процессор — Intel Core2 Extreme X6800;
- материнская плата — Intel D975XBX (чипсет Intel 975X Express);
- оперативная память — DDR2-667 Kingston HyperX KHX6000D2K2/1G (2x512 Мбайт);
- тайминги памяти:
- CAS Latency — 4,
- RAS to CAS Delay — 4,
- Row Precharge — 4,
- Active to Precharge — 13;
- дисковая подсистема — диск Seagate Barracuda 7200.7 объемом 120 Гбайт, файловая структура NTFS.
Для тестирования видеокарт в игровых приложениях использовался набор из шести популярных игровых бенчмарков:
- Quake 4 (Patch 1.05);
- Half-Life 2;
- FarCry (Patch 1.33);
- DOOM III (Patch 1.3);
- F.E.A.R. v.1.0.7;
- 3Dmark06 v.1.0.2.
Для выявления производительности видеокарт при работе с современными приложениями 3D-моделирования применялись следующие тесты и приложения:
- Maya 6.5 (скрипт SPECapc_Maya6.5_v1.0);
- 3DSmax 7.0 SP1 (скрипт SPECapc_3dsmax7_v2.1.3).
В тестировании использовалась операционная система Windows XP Professional SP2 и устанавливались частота строчной развертки монитора 85 Гц и глубина цвета 32 бит. Для всех видеокарт на графических процессорах NVIDIA применялся видеодрайвер ForceWare 93.71.
Настройка игровых приложений
Для запуска игровых тестов применялась утилита BenchemAll 2.652beta. Все игровые тесты запускались по три раза при различном разрешении экрана: 800х600, 1024х768, 1280х1024 и 1600х1200 точек. По результатам измерений рассчитывались среднее значение и погрешность измерения с доверительной вероятностью 95%.
Тестирование каждой видеокарты проводилось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Отметим, что для сравнения видеокарт (получения интегральной оценки производительности) мы использовали только результаты тестирования в режиме Quality, то есть в режиме максимальной нагрузки на видеокарту. Тем не менее результаты тестирования в режиме Performance также важны, поскольку дают возможность оценить, какого максимального результата позволяет достичь в игре видеокарта при заданном разрешении.
Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.
Параметры настройки драйвера видеокарт на видеопроцессорах NVIDIA для различных режимов представлены в табл. 1.
Таблица 1. Параметры настройки драйвера видеокарт на процессорах NVIDIA
для различных режимов
Настройки драйвера |
Режим Performance |
Режим Quality |
Antisotropic filtering |
Application-controlled |
Application-controlled |
Antisotropic map filtering optimization |
Off |
Off |
Antisotropic sample optimization |
Off |
Off |
Antialiasing setting |
Application-controlled |
Application-controlled |
Comformant texture clamp |
Use hardware |
Use hardware |
Extension limit |
Off |
Off |
Force mipmaps |
None |
None |
Hardware acceleration |
Single display |
Single display |
Ignore OpenGL error reporting |
Off |
Off |
Negative LOD bias |
Allow |
Allow |
OpenGL threading |
Auto |
Auto |
Texture filtering |
High Performance |
High Quality |
Transparency filtering |
Off |
Off |
Triliniear optimization |
Off |
Off |
Triple buffering |
Off |
Off |
Vertical sync |
Force Off |
Force Off |
Параметры настройки игр Quake 4 (Patch 1.05) и DOOM III (Patch 1.3) на максимальное качество и максимальную производительность абсолютно одинаковы и отображены в табл. 2, игры Half-Life 2 — в табл. 3, игры FarCry (Patch 1.33) — в табл. 4, игры F.E.A.R. v. 1.0.7 — в табл. 5, а настройки бенчмарка 3Dmark06 v.1.0.2 — в табл. 6.
Таблица 2. Параметры настройки игр Quake 4 (Patch 1.05) и DOOM III (Patch 1.3)
на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность
(Performance)
Настройки игры |
Режим Performance |
Режим Quality |
Antialiasing |
Let the application control |
|
Anisotropic Filtering |
Let the application control |
|
High Quality AF |
Disable |
|
Catalyst A.I. |
Disable |
Disable |
Mitmap Detail Level |
Performance |
Quality |
Wait for vertical refresh |
Always off |
|
Effects |
None |
None |
Adaptive-Aliasing |
Disable |
Disable |
Таблица 3. Параметры настройки игры Half-Life 2 на максимальное качество
(режим Quality) и максимальную производительность (режим Performance)
Настройки игры |
Режим Performance |
Режим Quality |
Model detail |
Low |
High |
Texture detail |
Low |
High |
Water detail |
Simple Reflections |
Reflect all |
Shadow detail |
Low |
High |
Antialiasing mode |
None |
6x |
Filtering mode |
Bilinear |
Anisotropic 16x |
Shader detail |
Low |
High |
Таблица 4. Параметры настройки игры FarCry (Patch 1.33) на максимальное
качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)
Настройки игры |
Режим Performance |
Режим Quality |
Anti Aliasing |
None |
6x Samples |
Texture Quality |
Low |
Very High |
Texture Filter Quality |
Bilinear |
Trilinear |
Anisotropic Filtering Level |
1 |
8 |
Particle count |
Low |
Very High |
Special Effects Quality |
Low |
Very High |
Environment Quality |
Low |
Very High |
Shadow Quality |
Low |
Very High |
Water Quality |
Low |
Very High |
Lighting Quality |
Low |
Very High |
Таблица 5. Параметры настройки игры F.E.A.R. v. 1.0.7 на максимальное
качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)
Настройки игры |
Режим Performance |
Режим Quality |
Видеокарта |
||
Эффекты |
Мин |
Макс |
Детализация персонажей |
Откл |
Вкл |
Вода |
Мин |
Макс |
Отражение и экраны |
Мин |
Макс |
Объемное освещение |
Откл |
Вкл |
Источники света |
Мин |
Макс |
Графика |
||
Сглаживание |
Откл |
4х |
Освещение |
Мин |
Макс |
Тени |
Откл |
Вкл |
Качество теней |
Мин |
Макс |
Мягкие тени |
Откл |
Вкл |
Фильтрация |
Билинейная |
Анизотропная, 16х |
Разрешение текстур |
Мин |
Макс |
Видеоролики |
Мин |
Макс |
Удвоение пикселей |
Вкл |
Откл |
Шейдеры DX8 |
Вкл |
Откл |
Шейдеры |
Мин |
Макс |
Компьютер |
||
Физика |
Мин |
Макс |
Эффекты |
||
Частицы |
Мин |
Макс |
Гильзы |
Откл |
Вкл |
Окружающий мир |
Мин |
Макс |
Трупы |
Мин |
Макс |
Таблица 6. Параметры настройки бенчмарка 3Dmark06 v.1.0.2. на максимальное
качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)
Настройка теста |
Режим Performance |
Режим Quality |
Anti-Aliasing |
None |
None |
Filtering |
Optimal |
Anisotropic (Level 16) |
По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно было определить, ограничивается ли результат теста производительностью видеокарты или производительностью подсистемы «процессор — чипсет — память», и таким образом установить, насколько корректно в данном случае сравнение производительности видеокарт. Если в ходе тестирования выясняется, что полученный результат ограничивается производительностью процессора, а не видеокарты, то сравнивать видеокарты по производительности нельзя, поскольку отсутствуют условия для реализации всех их возможностей. Для того чтобы избежать подобной ситуации, в тестировании мы использовали самый производительный на данный момент двухъядерный процессор Intel Core 2 Extreme X6800.
Настройка приложений трехмерного моделирования
Тесты Maya 6.5 (скрипт SPECapc_Maya6.5_v1.0) и 3DSmax 7.0 SP1 (скрипт SPECapc_3dsmax7_v2.1.3) запускались по три раза при разрешении экрана 1280х1024. Кроме того, для приложения 3DSmax 7.0 использовался драйвер OpenGL.
Расчет интегральной оценки производительности видеокарты
Поскольку основная цель нашего тестирования заключалась в составлении рейтинга производительности современных видеокарт, помимо получения результатов в каждом бенчмарке необходимо было разработать алгоритм, позволяющий свести воедино результаты всех бенчмарков, чтобы получить интегральную оценку производительности, позволяющую корректно сравнивать видеокарты друг с другом. При этом, поскольку игры и приложения трехмерного моделирования — это абсолютно разные сценарии применения ПК, мы не пытались свести все результаты к единой оценке производительности, а ввели две интегральные оценки производительности в соответствии с моделями использования видеокарт.
Для получения интегральной оценки производительности применялась референсная видеокарта, в качестве которой служила бюджетная видеокарта WinFast 7300GS TDH на базе графического процессора GeForce 7300 (чип G72) и 128 Мбайт видеопамяти GDDR2. Результаты этой видеокарты во всех тестах принимались равными единице, а результаты всех остальных видеокарт нормировались относительно соответствующих результатов референсной видеокарты. Такой подход позволил нам перейти к безразмерным результатам во всех тестах.
Интегральная оценка производительности в играх
Для расчета интегральной оценки производительности видеокарт в играх сначала рассчитывался интегральный показатель производительности для каждой игры. С учетом того, что максимальная нагрузка на видеокарту реализуется в режиме Quality, интегральный показатель производительности для каждой игры рассчитывался как среднее взвешенное нормированных результатов при каждом разрешении в режиме Quality. При этом, принимая во внимание, что с увеличением разрешения увеличивается и нагрузка на видеокарту, для разных разрешений использовались различные весовые коэффициенты. В итоге интегральный показатель производительности для отдельной игры рассчитывался по следующей формуле:
где Pi×k — нормированный результат при разрешении i×k.
Интегральная оценка производительности по совокупности всех игр рассчитывалась как среднее геометрическое от интегральных показателей производительности по каждой игре:
Интегральная оценка производительности в приложениях 3D-моделирования
Интегральная оценка производительности при работе с приложениями 3D-моделирования рассчитывалась как среднее геометрическое нормированных результатов тестов SPECapc 3dsmax7 v2.1.3 (Interactive) и SPECapc_Maya6.5_v1.0 (GFX):
На основе интегральных оценок производительности был составлен рейтинг производительности видеокарт в играх и приложениях трехмерного моделирования.
Определение эффективности теплоотвода
Кроме сравнения производительности видеокарт в играх и приложениях трехмерного моделирования, мы оценивали эффективность их систем теплоотвода. Это особенно актуально для видеокарт с пассивной системой охлаждения, а также в случаях, когда предполагается осуществлять разгон видеокарты.
Тестирование эффективности системы теплоотвода видеокарты заключается в том, чтобы в стрессовом режиме загрузить графический процессор и одновременно контролировать его температуру. Для контроля температуры графического процессора мы использовали утилиту Everest 2006 Unlimited и RivaTuner 2.14, а загрузка графического процессора производилась с помощью утилиты ATITool 0.25 Beta 14. Процессор загружался в стрессовом режиме в течение 10 мин до тех пор, пока его температура не стабилизировалась, после чего она фиксировалась в таблице. Следует отметить, что стенд для тестирования располагался на открытом пространстве (на столе), в реальных же условиях, когда ПК монтируется в корпусе, температура будет несколько выше.
Результаты тестирования
Технические характеристики тестируемых видеокарт представлены в табл. 7, а краткие сводные результаты тестирования (итоговый рейтинг производительности видеокарт) — в табл. 8 и на рис. 1. Более детальные результаты тестирования приводятся в описании видеокарт.
Рис. 1. Рейтинг производительности тестируемых видеокарт
Участники тестирования
LeadTek WinFast 7300GS TDH
WinFast 7300GS TDH выполняла в тестировании роль референсной видеокарты. Она является бюджетным решением и обладает наименьшей производительностью из всех представленных для тестирования моделей. Однако стоит отметить, что в сравнении с интегрированными решениями эта видеокарта имеет ряд преимуществ и дополнительных возможностей. Данная модель прекрасно подходит для работы с 2D-графикой и офисными приложениями. WinFast 7300GS TDH оснащена разъемом S-Video, с помощью которого видеокарту можно подключить к телевизору, а кроме того, она, как и все современные видеокарты, поддерживает технологию HDTV.
Видеокарта построена на основе графического процессора GeForce 7300 (чип G72) и оснащена 128 Мбайт видеопамяти стандарта GDDR2. В качестве микросхем памяти в ней используются чипы HYB18T256161AF-28 со временем доступа 2,8 нс. Данные чипы памяти рассчитаны на номинальное напряжение 2,2 В и эффективную тактовую частоту 800 МГц. При этом память на видеокарте WinFast 7300GS TDH работает на эффективной частоте 666 МГц, а значит, у нее есть запас по разгону, однако разгонять данную модель нецелесообразно, поскольку это не игровая видеокарта, а на производительность и скорость работы в 2D-приложениях разгон никак не повлияет.
Если говорить об абсолютных результатах (рис. 2-7), то стоит отметить, что в режиме Performance данная видеокарта обеспечивала комфортные условия во всех играх только при разрешении 1024х768 точек и меньше, а в режиме Quality — ни в одной из игр. Это самый низкий результат, поэтому данная видеокарта и была выбрана в качестве референсной (точки отсчета) в нашем тестировании. Отметим также, что во всех игровых тестах как в режиме Quality, так и в режиме Performance производительность видеокарты линейным образом зависела от установленного разрешения монитора, а это свидетельствует о том, что в данной конфигурации узким местом является именно видеокарта и результат теста не зависит от процессора.
Рис. 2. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в игре Quake 4
Рис. 3. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в игре Half-Life 2
Рис. 4. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в игре DOOM III
Рис. 5. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в игре FarCry
Рис. 6. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в игре F.E.A.R.
Рис. 7. Результаты тестирования видеокарты WinFast 7300GS TDH в бенчмарке 3Dmark06
Система охлаждения, состоящая из кулера на видеочипе, скорее всего, успешно справляется со своей задачей. Увы, использованные нами утилиты не смогли считать показания температуры. Скорее всего, температурных датчиков там просто нет, поскольку этот видеопроцессор самый младший в серии. По нашей субъективной оценке, чипы памяти практически не грелись, а воздух, циркулирующий через вентилятор и радиатор видеочипа, был чуть теплым.
Palit GeForce 7300 Sonic
Palit GeForce 7300 Sonic также можно отнести к разряду бюджетных видеокарт начального уровня, однако, в сравнении с вышеописанной моделью, ее результаты лучше. Видеопроцессор, использованный в данной видеокарте, имеет маркировку G72GT; по сравнению с референсной видеокартой видеочип работает на более высокой тактовой частоте — 450 МГц, как и память, у которой эффективная частота составляет 796 МГц. Такая видеокарта подходит для работы с 2D-графикой, а также может применяться при создании домашних медиацентров благодаря наличию дополнительных видеовыходов и поддержке HDTV. Она оснащена разъемом S-Video, посредством которого подключается к телевизору. Видеокарта имеет 128 Мбайт видеопамяти GDDR2, при этом интерфейс шины памяти 128-битный. В качестве микросхем памяти используются чипы Infineon HYB18H256321AF-2,5 со временем доступа 2,5 нс. Данные чипы памяти рассчитаны на номинальное напряжение 2 В и эффективную тактовую частоту 800 МГц. При этом память на видеокарте Palit GeForce 7300 Sonic работает на эффективной частоте 796 МГц, то есть практически на пределе своих возможностей, а следовательно, потенциала для разгона памяти нет. Впрочем, как и в случае референсной видеокарты WinFast 7300GS TDH, смысла разгонять Palit GeForce 7300 Sonic бессмысленно, поскольку она не является игровой, а на производительности в 2D-приложениях такой разгон никак не отразится.
Хотя видеокарта Palit GeForce 7300 Sonic и обладает более высокой производительностью, чем референсная, но все-таки остается неигровой. В режиме Performance данная видеокарта позволила играть во все игры при разрешении 1024х768 точек и ниже с частотой не больше 40 fps, а в режиме Quality — только в игру Half-Life 2 при разрешении 800х600 точек (рис. 8-13). Производительность видеокарты линейным образом зависела от установленного разрешения монитора, это означает, что в данной конфигурации узким местом является именно видеокарта и результат теста не зависит от установленного процессора.
При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 8. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в игре Quake 4
Рис. 9. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в игре Half-Life 2
Рис. 10. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в игре DOOM III
Рис. 11. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в игре FarCry
Рис. 12. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в игре F.E.A.R.
Рис. 13. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300 Sonic в тесте 3Dmark06
Система охлаждения, состоящая из алюминиевого радиатора и вентилятора, как показало тестирование, не очень эффективна. Температура видеопроцессора при 100-процентной загрузке составила 75 °С, что, однако, никак не сказалось на работе как 3D-, так и 2D-приложений.
Palit GeForce 7300GT Sonic
Видеокарта Palit GeForce 7300GT Sonic относится уже к разряду решений как для геймеров, так и для пользователей офисных приложений. В рейтинге видеокарт по производительности в играх данную модель можно было бы отнести к игровым картам начального уровня. Объединяя в себе все достоинства бюджетных видеокарт на графических процессорах серии GeForce 7300, эта видеокарта может эффективно использоваться не только для работы с 2D-графикой, но и для создания домашних кинотеатров и мультимедийных цифровых центров. Она также подойдет в качестве игровой видеокарты, поскольку по результатам тестирования стала лучшей среди моделей этого семейства. Таким образом, Palit GeForce 7300GT Sonic представляет собой универсальное решение. Кроме того, она имеет выход S-Video, посредством которого подключается к телевизору. Карта поддерживает технологию HDTV 1080p, которая на данный момент очень популярна и используется в большинстве новых телевизоров и мониторов.
Модель Palit GeForce 7300GT Sonic построена на основе графического процессора GeForce 7300GT (чип G72GT) и обладает 128 Мбайт памяти GDDR2. В качестве микросхем памяти используются чипы Infineon HYB18H256321AF-24 со временем доступа 2,4 нс. Данные чипы памяти рассчитаны на номинальное напряжение 1,8 В и эффективную тактовую частоту 800 МГц. С учетом того, что в видеокарте Palit GeForce 7300GT Sonic память работает на частоте 810 МГц, запаса по разгону памяти нет; также стоит отметить, что память работает с более высокой тактовой частотой, чем ее номинал.
В игровых приложениях видеокарта продемонстрировала результат почти в 4 раза выше, чем референсная видеокарта WinFast 7300GS TDH. Во всех наиболее динамичных и ресурсоемких 3D-играх (рис. 14-19) видеокарта Palit GeForce 7300GT Sonic обеспечивала комфортные условия для игры при разрешении 1024х768 точек и ниже в режиме максимального качества, а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.
При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволяла получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой — их рейтинговые значения практически идентичны.
Рис. 14. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic в игре Quake 4
Рис. 15. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic в игре Half-Life 2
Рис. 16. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic в игре DOOM III
Рис. 17. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic T в игре FarCry
Рис. 18. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic в игре F.E.A.R.
Рис. 19. Результаты тестирования видеокарты Palit GeForce 7300GT Sonic в бенчмарке 3Dmark06
Что касается системы охлаждения, реализованной на видеокарте Palit GeForce 7300GT Sonic, то, несмотря на наличие радиатора и вентилятора, она в процессе работы нагревается несколько сильнее, чем мы ожидали. Так, в режиме стрессовой нагрузки температура графического процессора достигала 60-62 ?С. При этом нужно учесть, что мы проводили тестирование без использования корпуса, поэтому в реальной ситуации температура окажется еще более высокой.
В целом же стоит отметить, что видеокарта Palit GeForce 7300GT Sonic обеспечивает оптимальное сочетание цены и производительности, хотя и относится к бюджетным решениям. Если сравнивать видеокарты по этому соотношению, то она является безусловным лидером.
Albatron GeForce 7300GT
Albatron GeForce 7300GT — это еще одна видеокарта из бюджетной серии GeForce 7300. В ней используется пассивная система охлаждения на основе двустороннего радиатора с тепловыми трубками, благодаря чему обеспечивается абсолютная бесшумность работы. Однако стоит отметить, что размеры платы, в частности радиатора, немаленькие, поэтому рядом с нею вряд ли удастся поставить что-нибудь еще.
Графический процессор 7300GT с кодовым названием G72GT мало отличается от установленного в предыдущей видеокарте от Palit. Однако данная модель имеет более низкие тактовые частоты памяти и процессора — 796 и 401 МГц соответственно. Таким образом, хотя эта видеокарта и имеет больший объем памяти (чипы GDDR2 объемом 256 Мбайт), в ходе тестирования она уступила Palit GeForce 7300GT Sonic почти один балл.
В целом же данная модель позволяет пользователю комфортно играть в современные компьютерные игры при разрешении 800х600 (рис. 20-25) и максимальном качестве. В режиме максимальной производительности видеокарта дала возможность спокойно работать и при более высоком разрешении — 1024х768 и 1280х1024. Если говорить о модулях памяти, то в данном случае используются чипы Samsung K4J53234WG-BQ12, рассчитанные на напряжение 2,2 В и эффективную частоту 800 МГц.
Рис. 20. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в игре Quake 4
Рис. 21. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в игре Half-Life 2
Рис. 22. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в игре DOOM III
Рис. 23. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в игре FarCry
Рис. 24. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в игре F.E.A.R.
Рис. 25. Результаты тестирования видеокарты Albatron GeForce 7300GT в тесте 3Dmark 2006
Поскольку в Albatron GeForce 7300GT используется пассивная система охлаждения, то греется она значительно сильнее, чем видеокарты с кулером. Так, по показаниям утилиты RivaTuner, температура видеопроцессора достигала в моменты пиковой нагрузки 85 °С. Нельзя сказать, хорошо это или плохо — ведь нагрев видеочипа никак не повлиял на результаты видеокарты.
ASUS EN7600GS TOP Silent
ASUS EN7600GS TOP Silent во многом похожа на видеокарту Albatron GeForce 7300GT и в точности — своей системой охлаждения и цветом платы. Однако начинка в них различная — ASUS EN7600GS TOP Silent построена на другом видеочипе G73GS — GeForce 7600GS. В качестве модулей микросхем памяти используются чипы Samsung K4J52324QG-BC14, рассчитанные на напряжение 1,8 В и эффективную частоту 1400 МГц. Тактовая частота ядра составляет 552 МГц, при этом число конвейеров и вершинных процессоров чуть больше — 12 и 5 соответственно.
Естественно, результаты (рис. 26-31), продемонстрированные видеокартой ASUS EN7600GS TOP Silent, выше, чем у моделей серии GeForce 7300, а референсную видеокарту она опередила почти в 5 раз. Ее итоговая рейтинговая оценка составила 4,8 балла. При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 26. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в игре Quake 4
Рис. 27. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в игре Half-Life 2
Рис. 28. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в игре DOOM III
Рис. 29. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в игре FarCry
Рис. 30. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в игре F.E.A.R.
Рис. 31. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7600GS TOP Silent в бенчмарке 3Dmark06
Как уже отмечалось, видеокарта ASUS EN7600GS TOP Silent имеет пассивную систему охлаждения. При максимальной нагрузке на видеочип ее температура составляла 91 °С, что несколько больше, чем у других моделей. Подчеркнем, что разгон этой модели может повлиять на ее работоспособность вследствие того, что ее температура неминуемо возрастет.
MSI NX7600GT
Видеокарта MSI NX7600GT оснащена пассивной системой охлаждения. От других подобных систем она отличается нестандартным оформлением и ярко-красным цветом печатной платы. Видеокарта построена на основе графического процессора GeForce G7600GS (чип G73GS) и оснащена 256 Мбайт памяти GDDR3. На плате установлены микросхемы памяти Samsung K4J52324QG-BC14, рассчитанные на напряжение 1,8 В и эффективную частоту 1400 МГц. Реальные же тактовые частоты работы составляют для видеочипа 552 МГц, а для памяти GDDR3 — 1404 МГц. Следует отметить, что частота работы памяти несколько выше номинала, что не дает возможности производить последующий разгон. Функциональные возможности видеокарты MSI NX7600GT типичны для всех видеокарт на процессорах семейств GeFroce 7000. Так, в видеокарте присутствует разъем S-Video, с помощью которого к ней можно подключать телевизор; кроме того, видеокарта поддерживает технологию HDTV.
По своей производительности в играх эта карта немного превосходит предыдущую модель на процессоре GeForce 7600, но в то же время отнести ее к разряду бюджетных карт уже не получится. MSI NX7600GT представляет собой своеобразный переходный вариант от бюджетных неигровых карт к массовым игровым картам и может рассматриваться как игровая карта среднего уровня.
Если же говорить об использовании этой модели в качестве игровой видеокарты, то следует иметь в виду следующее. В режиме настройки игр и драйвера видеокарты на максимальное качество (рис. 32-37) данная видеокарта обеспечивает комфортные условия игры при разрешении экрана 1024х768 точек, а в игре Quake и Half-Life 2 — даже при разрешении экрана 1280х1024. В то же время при ухудшении изображения за счет отказа от всех эффектов (режим Performance) данная видеокарта создает комфортные условия во всех играх, вплоть до разрешения 1600х1200. Интегральная оценка производительности в играх для видеокарты MSI NX7600GT составила 5,7 балла.
При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 32. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в игре Quake 4
Рис. 33. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в игре Half-Life 2
Рис. 34. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в игре DOOM III
Рис. 35. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в игре FarCry
Рис. 36. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в игре F.E.A.R.
Рис. 37. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7600GT в бенчмарке 3Dmark06
В стрессовом режиме нагрузки на графический процессор его температура поднималась до 99 °С — это своеобразный «рекорд» в нашем тестировании. Столь высокий показатель обусловлен применением вышеописанной пассивной системы охлаждения. Но следует отметить, что даже при такой высокой температуре ядра процессора проблем при работе не возникает. Еще раз подчеркнем, что данную модель разгонять не стоит, так как это может привести к сбоям в работе.
ASUS EN7800GT Top Silent
ASUS EN7800GT Top Silent отнюдь не новинка на рынке. Она относится к разряду высокопроизводительных моделей и может эффективно использоваться не только для работы с 2D-графикой, но и в качестве мощной игровой видеокарты.
В сравнении с предыдущими моделями она построена на более новом видеочипе — GeForce 7800GT (G70GT). ASUS EN7800GT Top Silent оснащена 256 Мбайт памяти стандарта GDDR3. В качестве микросхем памяти применяются чипы Samsung K4J55323QG-BJ18 со временем доступа 1,8 нс. Они рассчитаны на номинальное напряжение 1,8 В и эффективную тактовую частоту 1200 МГц. Отметим, что в данной видеокарте память работает на эффективной частоте 1242 МГц, а процессор — 450 МГц.
В игровых приложениях ASUS EN7800GT Top Silent продемонстрировала результат почти в 7 раза выше, чем референсная видеокарта WinFast 7300GS TDH. Практически во всех наиболее динамичных и ресурсоемких 3D-играх (рис. 38-43) видеокарта ASUS EN7800GT Top Silent обеспечивает комфортные условия игры при разрешении 1280х1024 точек и ниже в режиме максимального качества, кроме игры F.E.A.R., а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.
При работе с приложениями трехмерного моделирования ASUS EN7800GT Top Silent не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 38. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в тесте Quake 4
Рис. 39. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в тесте Half-Life 2
Рис. 40. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в тесте DOOM III
Рис. 41. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в тесте FarCry
Рис. 42. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в тесте F.E.A.R.
Рис. 43. Результаты тестирования видеокарты ASUS EN7800 GT Top Silent в бенчмарке 3dMark2006
ASUS N7800 GTX Top
ASUS N7800 GTX Top построена на базе графического процессора GeForce 7800GTX (чип G70GTX) и относится к числу самых производительных видеокарт. Отметим, что, несмотря на применение более старого чипа G70GTX, по результатам тестирования ее рейтенговая оценка практически совпала с оценкой видеокарты Albatron 7900 GTO, которая построена на более новом чипе. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о разогнанном варианте видеокарты, что отражено в ее названии — Top. Кстати, в ассортименте компании ASUS есть много моделей, заранее разогнанных и имеющих большую производительность, чем референсные карты на таких же видеочипах.
Тактовая частота процессора в этой модели составляет 535,5 МГц в 3D-режиме. Видеокарта оснащена 512 Мбайт GDDR3-видеопамяти, которая работает на эффективной частоте 1350 МГц. При этом в качестве модулей памяти используются чипы Samsung K4J5322QC-BW11 со временем доступа 1,1 нс и номинальным напряжением питания 1,8 В, рассчитанные на эффективную тактовую частоту 1700 МГц.
В игровых приложениях видеокарта ASUS N7800 GTX продемонстрировала результат в 9,489 раза выше, чем референсная видеокарта. Во всех наиболее динамичных и ресурсоемких 3D-играх (рис. 44-49) видеокарта ASUS N7800 GTX обеспечивает комфортные условия игры при любом (включая 1600?1200) разрешении экрана в режиме максимального качества.
При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 44. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте Quake 4
Рис. 45. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте Half-Life 2
Рис. 46. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте DOOM III
Рис. 47. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте FarCry
Рис. 48. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте F.E.A.R.
Рис. 49. Результаты тестирования видеокарты ASUS N7800 GTX Top в тесте 3dMark 2006
Применяемая система охлаждения успешно справляется с поставленной задачей благодаря эффективности охлаждения с динамически изменяемой скоростью вращения вентилятора. При максимальной нагрузке на видеопроцессор его температура не превышала 63 °С.
Albatron 7900 GTO
Видеокарта Albatron 7900 GTO основана на одном из последних графических процессоров компании NVIDIA — GeForce 7900 (чип G71GT), принадлежащем к самым высокопроизводительным в настоящее время процессорам.
По сравнению с другими видеокартами Albatron 7900 GTO имеет более высокую тактовую частоту ядра и памяти. Так, реальная тактовая частота видеопроцессора у этой видеокарты составляет 468 МГц, а эффективная частота памяти GDDR3 — 1324 МГц. В качестве микросхем памяти применяются чипы Samsung K4U53234QE-BC14 со временем доступа 1,4 нс, рассчитанные на номинальное напряжение 2,0 В и эффективную тактовую частоту 1300 МГц.
В игровых приложениях видеокарта Albatron 7900 GTO продемонстрировала один из самых высоких показателей производительности: она в 9,7 раза производительнее по сравнению с референсной видеокартой. Даже в режиме настройки на максимальное качество эта модель обеспечивает предельно комфортные условия игры при любом разрешении (рис. 50-55). Стоит отметить, что производительность данной видеокарты является сегодня избыточной, поэтому ее можно рассматривать как модель, ориентированную на компьютерные игры следующего поколения.
При работе с приложениями трехмерного моделирования Albatron 7900 GTO, как и все остальные игровые видеокарты, не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 50. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте Quake 4
Рис. 51. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте Half-Life 2
Рис. 52. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте DOOM III
Рис. 53. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте FarCry
Рис. 54. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте F.E.A.R.
Рис. 55. Результаты тестирования видеокарты Albatron 7900 GTO в тесте 3dMark2006
Система охлаждения, реализованная на видеокарте Albatron 7900 GTO, не позволяет нагреваться графическому процессору выше 64 °C.
MSI NX7900GTX
MSI NX7900GTX относится к разряду топовых игровых видеокарт и ориентирована на использование в сочетании с высокопроизводительными процессорами. Эта модель построена на основе графического процессора GeForce 7900GTX (чип G71GTX) и оснащена 512 Мбайт памяти стандарта GDDR3. В качестве микросхем памяти применяются чипы Samsung K4J53233QG-BC18 со временем доступа 1,8 нс, рассчитанные на номинальное напряжение 1,8 В и эффективную тактовую частоту 1600 МГц. Стоит отметить, что тактовая частота видеопроцессора в этой видеокарте составляет 702 МГц, а память работает на эффективной частоте 1592 МГц.
В игровых приложениях видеокарта MSI NX7900GTX продемонстрировала результат более чем в 11 раз выше, чем референсная видеокарта, и заняла второе место в нашем рейтинге. В большинстве наиболее динамичных и ресурсоемких 3D-игр (рис. 56-61) модель MSI NX7900GTX обеспечивает комфортные условия игры при разрешении 1600х1200 точек и ниже в режиме максимального качества.
При работе с приложениями трехмерного моделирования данная видеокарта не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 56. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте Quake 4
Рис. 57. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте Half-Life 2
Рис. 58. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте DOOM III
Рис. 59. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте FarCry
Рис. 60. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте F.E.A.R.
Рис. 61. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7900GTX в тесте 3dMark2006
Видеокарта MSI NX7900GTX обладает серьезной системой охлаждения с изменяемой скоростью вращения вентилятора, в результате температура графического процессора (при стрессовых нагрузках) колеблется в районе 60 °C.
MSI NX7950GX2
Видеокарта MSI NX7950GX2 — самая последняя модель на основе нового графического процессора GeFroce 7950GX2. Она относится к разряду топовых игровых видеокарт и ориентирована на использование в сочетании с высокопроизводительными процессорами. На данный момент эта видеокарта уникальна. Она содержит два графических ядра на двух текстолитах, связь между которыми обеспечивает специальный мост. Однако нельзя сказать, что это две видеокарты, соединенные в одну, — все-таки это конечное решение с нестандартной реализацией. Как и все платы серий GeForce7600, GeForce7800 и Geforce7900, данная модель может применяться в режиме SLI, и в этом случае пользователь фактически получает четыре (!) графических ядра.
Видеопроцессоры в данной модели работают с тактовой частотой 499,5 МГц, а эффективная частота памяти составляет 1201,5 МГц. Плата MSI NX7950GX2 оснащена 1 Гбайт видеопамяти — на каждый из видеопроцессоров приходится по 512 Мбайт. В качестве микросхем памяти используются чипы Samsung K4J55323QG-BC14 со временем доступа 1,429 нс, рассчитанные на номинальное напряжение 1,8 В и эффективную тактовую частоту 1400 МГц.
В игровых приложениях модель MSI NX7950GX2 продемонстрировала результат в 13,5 раза выше, чем референсная видеокарта. Она стала несомненным лидером среди видеокарт на чипах NVIDIA. Во всех самых динамичных и ресурсоемких 3D-играх (рис. 62-67) видеокарта MSI NX7950GX2 обеспечивает комфортные условия игры при разрешении 1600х1200 точек и ниже в режиме максимального качества.
При работе с приложениями трехмерного моделирования MSI NX7950GX2 не позволила получить заметного прироста производительности в сравнении с референсной видеокартой.
Рис. 62. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в тесте Quake 4
Рис. 63. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в тесте Half-Life 2
Рис. 64. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в тесте DOOM III
Рис. 65. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в тесте FarCry
Рис. 66. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в тесте F.E.A.R.
Рис. 67. Результаты тестирования видеокарты MSI NX7950GX2 в бенчмарке 3dMark2006
В данной видеокарте реализована отдельная система охлаждения для каждого из графических процессоров. Она представляет собой медный радиатор, который устанавливается на процессор и чипы памяти и охлаждается небольшим вентилятором. При стрессовой нагрузке температура процессоров достигала не более 78 °С.
Выводы
Исходя из результатов тестирования и полученного рейтинга производительности видеокарт можно сделать следующие выводы.
Все протестированные видеокарты можно разделить на три категории с учетом их стоимости и интегральной производительности в играх. К первой категории — видеокарты начального уровня — относятся бюджетные модели на графических процессорах NVIDIA GeForce 7300 всех модификаций. Их интегральная производительность колеблется в пределах от 1 до 4 единиц. Такие видеокарты трудно назвать игровыми (особенно если речь идет о динамичных играх), поэтому использовать их для игровых ПК нецелесообразно. Скорее, это бюджетные карты для офисных ПК и работы с 2D-графикой.
Вторую категорию — видеокарты среднего уровня — составляют модели на графических процессорах NVIDIA GeForce 7600 и GeForce 7800. Их интегральная производительность находится в пределах от 5 до 9 единиц. Такие видеокарты вполне можно использовать для динамичных игр, но только при разрешении до 1280?1024 точек, причем в некоторых случаях — за счет незначительного ухудшения качества отображения. Бесспорным лидером в данной категории является видеокарта ASUS N7800 GTX TOP.
В третью категорию — высокопроизводительные видеокарты — входят модели на графических процессорах серий GeForce 7900 и Geforce 7950. Их интегральная производительность колеблется в пределах от 9 до 14 единиц. Данные видеокарты подходят для любых динамичных игр при разрешении экрана вплоть до 1600?1200 точек при настройке на максимальное качество отображения. Поэтому для таких видеокарт целесообразно использовать монитор с диагональю 20 дюймов. Кроме того, для получения сбалансированной конфигурации ПК в сочетании с этими видеокартами целесообразно применять высокопроизводительные процессоры, например Intel Core 2 Duo E6600, E6700, Intel Core 2 Extreme X6800 или AMD Athlon X2 4800+/5000+ .
Редакция выражает признательность за предоставление устройств для тестирования:
- представительству компании Palit (http://www.palit.com.tw/ru/index.html) за видеокарты PalitGeForce 7300GTSonicи PalitGeForce 7300 Sonic;
- представительству компании Albatron (http://www.albatron.com.tw) за видеокарты AlbatronGeForce 7300GTи Albatron 7900 GTO;
- представительству компании MSI (http://www.microstar.ru) за видеокарты MSINX7600GT, MSINX7900GTXи MSINX7950GX2;
- представительству компании ASUS (http://www.asuscom.ru) за предоставленные для тестирования видеокарты ASUSEN7800GTTOPSilent, ASUSEN7600GSTOPSilentи ASUSEN7800 GTXTOP;
- представительству компании LeadTek (http://www.leadtek.com) за видеокарту LeadtekWinfast 7300GSTDH.