Российский рынок ридеров: итоги минувшего года

Сергей Асмаков

Российский рынок устройств для чтения электронных книг — или, если говорить кратко, ридеров — переживает период бурного роста. Только в минувшем году в нашей стране было продано более полумиллиона таких устройств. Данный обзор посвящен подведению итогов 2010 года и анализу основных тенденций развития этого рынка.

Начнем с общих показателей. Согласно данным аналитической группы SmartMarketing, в течение минувшего года в России было продано порядка 539 тыс. ридеров различных типов. Это почти втрое (если быть точным, то в 2,85 раза) больше по сравнению с 2009 годом, когда было реализовано около 189 тыс. ридеров. И всё же по темпам роста российский рынок пока немного уступает мировому, который в 2010-м вырос сразу в 3,25 раза, достигнув отметки в 12,8 млн устройств.

Вполне закономерно, что период бурного роста сопровождался появлением большого количества новых брендов: к концу 2010 года в Россию только по официальным каналам поставлялись ридеры более 30 различных торговых марок. Правда, здесь необходимо отметить, что львиная доля новичков — это многопрофильные дистрибьюторские компании, приобретающие относительно небольшие партии устройств у крупных OEM-производителей (Jinke, Netronix и т.п.). Как следствие, в продаже можно встретить клоны одного и того же устройства, поставляемые под разными торговыми марками. Один из примеров такого «клонирования» — созданные на базе одной OEM-модели ридеры «Айчиталка», Onext Touch & Read и Mr.Book Clever.

 

Рисунок

Три российских клона одной и той же OEM-модели

Впрочем, «клонирование» в данном случае — не вполне удачный термин. Дело в том, что современные ридеры — это, по сути, специализированные компьютеры. И даже если спецификации аппаратной части жестко определены OEM-производителем, то у владельца бренда остается возможность модернизировать и дополнить набор программных компонентов. Разумеется, доработка программной части требует определенных инвестиций, и пока далеко не все компании, решившие, образно говоря, застолбить место на быстрорастущем рынке электронных ридеров, готовы вкладывать значительные средства в локализацию OEM-продуктов. Именно поэтому в ряде случаев «локализация» ограничивается лишь нанесением на корпус своего логотипа и изданием наспех переведенного на русский язык руководства пользователя.

Несмотря на появление большого количества новых игроков, компания PocketBook сумела сохранить лидерство, заняв 40,35% рынка (против 43% в 2009 году). При этом отрыв от ближайшего преследователя — компании LBook с долей в 7,18% — более чем внушительный. Успех PocketBook вовсе не случаен: компания предлагает линейку оригинальных продуктов с широким набором функций, охватывающую практически все рыночные ниши. В минувшем году PocketBook полностью обновила продуктовую линейку, причем на этот раз специалисты компании разработали не только программную оболочку, но и аппаратную часть ридеров семейства PocketBook Pro.

Как и годом ранее, наиболее востребованными в 2010-м стали модели с 5- и 6-дюймовыми электрофоретическими экранами. Доля ридеров с 9,7-дюймовыми дисплеями пока остается небольшой, что вполне закономерно, учитывая цены на подобные модели и их количество. Кроме того, такие устройства чересчур громоздки для эксплуатации в мобильных условиях.

Если рассматривать технические особенности, то одной из тенденций минувшего года стало увеличение доли ридеров, оснащенных сенсорными экранами и встроенными средствами беспроводных коммуникаций (Wi-Fi, Bluetooth и модулями сотовой связи). Всё это вполне согласуется с вектором развития мобильных устройств, хотя далеко не всегда внедрение подобных решений подкреплено реальной необходимостью.

Дело в том, что в США и западноевропейских странах наибольшей популярностью пользуются ридеры, привязанные к специализированным онлайновым сервисам и книжным магазинам (наиболее известные примеры — Amazon Kindle и Barnes & Noble Nook). Вполне естественно, что наличие встроенных средств беспроводной связи является необходимым условием для полноценного использования таких устройств.

 

Рисунок

Компания PocketBook сохранила лидирующие позиции —
не в последнюю очередь благодаря своевременному
обновлению продуктовой линейки

На российской почве подобные проекты пока приживаются плохо: сказываются особенности менталитета и наличие большого количества электронных книг в открытом доступе. Попытки создать российский аналог книжного сервиса Amazon предпринимались уже неоднократно. Наиболее известные примеры — ридер «Айчиталка» с интегрированным сервисом доступа к онлайновому магазину медиаконтента «АйМобилко», а также запущенный осенью минувшего года совместный проект интернет-магазина Ozon.ru и сотового оператора «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Пока что ни один из подобных проектов так и не сумел стать по-настоящему успешным и массовым. Как и прежде, россияне воспринимают ридер исключительно как автономное устройство (наподобие портативного MP3-плеера), а доминирующей моделью использования является загрузка бесплатного медиаконтента, найденного на просторах Интернета.

Одной из неожиданностей стало появление во втором полугодии целой группы ридеров, оснащенных цветными ЖК-дисплеями. Всего в минувшем году россияне приобрели порядка 61 тыс. устройств подобного типа, а их рыночная доля достигла 11,26%. Вполне очевидно, что такие устройства по многим важным параметрам (комфорту чтения, эффективным углам обзора, продолжительности автономной работы и пр.) значительно уступают моделям, оснащенным электрофоретическими дисплеями. А следовательно, решающим фактором стала доступная цена: такие ридеры можно приобрести за 3,5-4 тыс. руб., в то время как стоимость устройств с электрофоретическими экранами стартует с отметки в 5,5-6 тыс. руб. Не исключено, что свою роль сыграл и планшетный бум: ридеры с цветными ЖК-дисплеями выглядят точно так же, к тому же некоторые модели работают под управлением полноценных мобильных ОС (в частности, Google Android) и позволяют устанавливать дополнительные приложения.

Напоследок несколько слов о том, что ожидается в нынешнем году. Скорее всего, обострится конкуренция в низшем ценовом сегменте и начнется процесс естественного отбора — то есть выбывание наименее конкурентоспособных брендов. Что касается самих устройств, то одной из наиболее ожидаемых новинок являются ридеры, оснащенные дисплеями e-ink последнего поколения — e-ink Pearl. Эти дисплеи превосходят изделия e-ink предыдущего поколения по белизне, уровню контраста и скорости обновления изображения на экране. Кроме того, в 2011 году ожидается появление первых ридеров, оснащенных цветными отражающими дисплеями Mirasol. О намерении выпустить подобные устройства уже заявили представители лидера российского рынка — компании PocketBook. Так что следите за публикациями: мы постараемся сообщать нашим читателям обо всех интересных новинках.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 04'2011


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует