Компьютерное воспроизведение компакт-дисков

 

Привод CD-ROM

Звуковая карта

Внешние цифроаналоговые преобразователи

Система в целом

   Традиционная схема

   Схема с цифровым программным чтением

   Схема с цифровой передачей сигнала

   Схема с непосредственным подключением привода

Дополнительные способы улучшения качества звука

О различиях в звучании цифровых звуковых систем

   Различия в звучании одного диска в разных проигрывателях

   Различия в звучании оригинала и копии в одном проигрывателе

 

О прослушивании компакт-дисков традиционного формата (CD-DA) на компьютерах ценители высококачественного звука отзываются крайне пренебрежительно. И, в принципе, они правы, ведь добиться действительно хорошего, «аудиофильского» звучания на компьютерной системе весьма трудно и достаточно дорого. Однако диск на компьютере может звучать не хуже, чем на домашнем стереокомплексе среднего класса — Toshiba, Aiwa, Panasonic, National и им подобных, которыми в основном и пользуются многие любители музыки, не стремящиеся любой ценой достичь идеального качества.

Факторами, в основном определяющими качество звучания CD в аппаратуре среднего класса, можно считать:

  • цифроаналоговый преобразователь (ЦАП);
  • оконечный усилительный тракт;
  • систему электропитания аппарата.

Остальные параметры (вроде лазерной считывающей системы, декодера-интерполятора, особенностей выбора пассивных компонентов, материала проводников — серебро, золото, бескислородная медь и т.п.) в этом классе заметного влияния не оказывают и начинают работать лишь при «аудиофильском» качестве тракта (цена — несколько тысяч долларов за комплект аппаратуры), но это уже отдельная тема.

Привод CD-ROM

На рис. 1 приведена укрупненная блок-схема типового привода CD-ROM.

Система чтения и декодирования выполняет считывание и расшифровку информации с диска, преобразуя последовательность отражающих и рассеивающих меток в поток мгновенных значений цифрового звукового сигнала. Полученный поток данных направляется на основной интерфейс привода (обычно EIDE), откуда по широкому многожильному кабелю передается в контроллер дисковой подсистемы, а затем в память компьютера. Именно по этому пути сигнал идет в режиме прямого, цифрового чтения аудиодиска (так называемое грабление — grabbing, ripping).

Многие приводы имеют цифровой выход S/PDIF, позволяющий снять цифровой сигнал непосредственно с выхода этой схемы, а затем подать его на внешний по отношению к приводу ЦАП и таким образом получить требуемое качество звучания. Однако выход S/PDIF есть не во всех приводах, и ЦАП со входом S/PDIF — довольно редкая и дорогая игрушка. По каналу S/PDIF сигнал идет только в режиме воспроизведения диска (Play).

Встроенный ЦАП современного привода сам по себе обычно обеспечивает неплохое качество преобразования, так как технология современных ЦАП давно и достаточно хорошо отработана и гонка в настоящее время идет уже в области 20-24-разрядного преобразования. 16-разрядные же преобразователи в рассматриваемом нами классе отличаются друг от друга весьма незначительно, гораздо большее значение имеет «обвязка» микросхемы ЦАП — линейный усилитель и схема электропитания. В приводах CD-ROM этому каналу никогда не уделялось слишком пристального внимания — все стандартно, как в бытовой звуковоспроизводящей аппаратуре среднего класса. Поэтому на выходе линейного усилителя (линейный выход привода, расположенный сзади) можно ожидать примерно такого же приемлемого качества сигнала. По линейному каналу звук также идет только в режиме штатного воспроизведения.

Оконечный усилитель предназначен для подъема мощности сигнала, достаточной для работы наушников. Этим выходом сейчас пользуются крайне редко, поэтому и усилители в этот канал ставятся самые ширпотребовские, вносящие в сигнал приличное количество шумов и искажений. Подключать к этому выходу что-либо, кроме наушников или пассивных колонок, просто бессмысленно.

В начало В начало

Звуковая карта

На рис. 2 показана типовая структурная схема простой звуковой карты.

Основным управляющим элементом является центральный звуковой процессор, непосредственно связанный с основным интерфейсом карты (ISA или PCI). По интерфейсу карта получает команды и звуковые данные для воспроизведения, по нему же она выдает подтверждения и записанные звуковые данные. Непосредственно с центральным процессором соединены и цифровые входы и выходы, однако они есть далеко не в каждой карте и нормально работают лишь в относительно дорогих моделях карт, а в массовых, типа CMI или SB Live!, такие входы/выходы предусмотрены «на всякий случай» и вовсе не всегда работают корректно (вплоть до того, что у некоторых карт вход может самопроизвольно переключиться с цифрового на аналоговый в процессе воспроизведения, например в паузах; не говоря уже о том, что у дешевых плат отсутствует синхронизация «цифры». — Прим. ред.).

Аналоговые входы и выходы соединены с центральным процессором карты через микшер — устройство выбора источников сигнала, регулировки их уровней и смешивания сигналов между собой, и АЦП/ЦАП — аналогоцифровой и цифроаналоговый преобразователи. Микшер и преобразователи дешевых звуковых карт являются основным источником вносимых в сигнал помех, поскольку все это зачастую выполнено в корпусе одной микросхемы, не имеет грамотной развязки электропитания, а также разделения «земли» на аналоговую и цифровую. В то же время и среди недорогих встречаются карты, имеющие отдельные преобразователи и раздельные «земли» — например, виденные мною карты на микросхеме CS4237 имеют весьма неплохие в этом классе характеристики.

Микшер карты, по сути, представляет собой набор управляемых усилителей, коэффициенты усиления которых регулируются под управлением центрального процессора карты. При необходимости смешивания сигналов от разных источников (например CD и линейного входа) может оказаться, что линейный вход сильно зашумлен и даже в отсутствие полезного сигнала на нем эти шумы будут присутствовать в выходном сигнале карты. Для их подавления придется заглушить неиспользуемые в данный момент источники сигнала в программе управления микшером карты.

Карта может иметь либо только линейный (слабосигнальный) выход, либо только усиленный выход для наушников, либо оба выхода одновременно. В ряде карт имеются перемычки, которые выбирают, куда будет подключено единственное гнездо выхода — непосредственно к микшеру или к оконечному усилителю. На упрощенных вариантах карт предусмотренный схемой выходной усилитель может отсутствовать, а перемычки впаиваются в положение «линейный выход». В любом случае, подключать любую внешнюю аппаратуру, а также активные колонки следует только к линейному выходу карты. Если карта содержит микросхему усилителя (она обычно расположена вблизи выходного гнезда и имеет маркировку TDAxxxx), то имеет смысл поискать и переставить перемычки в положение линейного выхода или даже перепаять их, если перемычки несъемные.

Качество выполнения выходных усилительных аналоговых цепей и электропитания в картах, особенно простых, очень сильно разнится. Как правило, большое количество конденсаторов и дросселей (радиоэлементов, обозначенных на плате буквами «C» и «L» с числом) говорит о лучшей проработке схемы, нежели в случае наличия всего 5-8 конденсаторов и пары дросселей на всей карте. Здесь невозможно дать сколько-нибудь четкие рекомендации — нужно выбирать и слушать.

Цифровые входы и выходы, реализованные в SB Live!, а также во многих картах на микросхемах CMI, разумной критики, к сожалению, не выдерживают. В SB Live! сигнал со стандартной для CD частотой дискретизации 44,1 кГц принудительно преобразуется во внутренний формат цифрового процессора с частотой дискретизации 48 кГц. В процессе преобразования выполняется интерполяция сигнала (вычисление промежуточных отсчетов), что, само собой, не лучшим образом влияет на качество звука. В микросхемах CMI по непонятной причине происходит потеря отдельных отсчетов сигнала, принимаемого по цифровому интерфейсу (на самом деле это последствия отсутствия «сквозной» синхронизации цифрового сигнала, реализованной только в дорогой профессиональной аппаратуре. — Прим. ред.).

В начало В начало

Внешние цифроаналоговые преобразователи

Помимо этого существует несколько моделей внешних (выносных) блоков ЦАП, подключаемых к цифровому выходу карты или привода CD-ROM и независимо питаемых от электрической сети. Например, довольно известен MIDIMan Flying Calf — небольшая коробочка с дополнительным блоком питания, вставляемым в розетку. Flying Calf имеет разъем входа S/PDIF типа «тюльпан», стандартный для коаксиальных кабелей, и раздельные выходы левого/правого каналов с разъемами типа «джек» диаметром 6,3 мм. В моих экспериментах с приводом Panasonic CR-585, когда сигнал на внешний усилитель Прибой 75УМ-104 подавался то непосредственно с линейного выхода привода, то с выхода преобразователя, подключенного к цифровому выходу привода, я не обнаружил заметной разницы в звучании, кроме изменения громкости, объясняемой различными уровнями сигналов на выходах, а также различным выходным сопротивлением узлов.

В начало В начало

Система в целом

Итак, разобравшись с отдельными блоками системы звуковоспроизведения, можно приступить к рассмотрению схем их соединения.

В начало В начало

Традиционная схема

В традиционной схеме соединения цифроаналоговое преобразование выполняет ЦАП самого привода, а аналоговый сигнал идет по пути: линейный выход привода — вход CD-ROM звуковой карты — линейный выход карты.

Такая схема реализована практически во всех современных компьютерах. Выход привода соединяется со входом карты специальным кабелем, который может быть как экранированным, так и просто свитым из нескольких проводов. Применение экранированного кабеля, разумеется, предпочтительнее. Кроме этого, кабель следует проложить как можно ближе к корпусу и как можно дальше от печатных плат и прочих кабелей. Если позволяет длина, его можно просто приклеить скотчем к корпусу в нескольких местах. Рекомендуется также попробовать вынуть общие («земляные») провода сначала из разъема на одной стороне, затем — на другой. При этом уровень фона и помех может заметно снизиться, так как разрывается «земляная петля», часто обусловливающая усиление постороннего фона.

В традиционной схеме сигнал проходит только через микшер карты, минуя ее ЦАП и центральный процессор, однако в микшере он смешивается с сигналами от других источников — микрофона, модема, выходов Wave/MIDI и т.п. С одной стороны, это удобно, поскольку позволяет снимать с выхода карты сигналы от всех источников звука, а с другой — это привносит в сигнал лишние шумы и помехи, поэтому для достижения наилучшего качества рекомендуется заглушить в программе управления микшером неиспользуемые входы и выходы. Например, в некоторых картах здорово шумит выход FM-синтезатора, который вряд ли кто использует в наше время, также могут вносить свою лепту неиспользуемые каналы PC Speaker, Aux и им подобные.

В начало В начало

Схема с цифровым программным чтением

В этой схеме используется способность большинства приводов напрямую считывать звуковой поток в цифровом виде, направляя его по тому же каналу, что и считываемые с CD-ROM данные. Здесь сигнал идет по пути: основной интерфейс привода — память компьютера — специальная программа цифрового чтения — основной интерфейс звуковой карты — ЦАП карты — микшер карты.

Большую часть пути сигнал проходит в цифровом виде, когда в него теоретически не могут быть внесены никакие помехи. Однако на практике некоторые приводы некорректно читают звуковые данные, плохо стыкуют смежные блоки данных, а программы цифрового чтения могут работать с недостаточным приоритетом, из-за чего при сильной загрузке компьютера возможны сбои в звучании.

Режим цифрового чтения штатно реализован в Windows 98/Me/2000, однако система его обеспечения настолько привередлива, что нередко бракует вполне «честные» в этом отношении приводы, не позволяя включить в свойствах CD-ROM режим цифрового проигрывания. Я пользуюсь достаточно прилично работающей бесплатной программой Hoontech Direct CD Player, которую можно найти в Интернете по наименованию. Вид окна программы показан на рис. 3. Кроме того, она может проигрывать звуковые файлы, а также сохранять в файле считанный с диска звук.

Единственный минус программы Direct CD Player заключается в том, что она не позволяет выбирать привод для чтения и карту для вывода, если в компьютере их больше одного, хотя и умеет автоматически выбирать нужный привод, если звуковой диск находится только в одном из них. Вывод звука идет на стандартное системное устройство, указанное в свойствах Multimedia/Audio.

Впрочем, сейчас наверняка появились и другие программы цифрового воспроизведения, так что имеет смысл сделать тематический поиск на любом из поисковых серверов.

Еще один недостаток описанной схемы — монополизация программой воспроизведения Wave-канала звуковой карты. Это означает, что во время работы программы вы не сможете играть в игры со звуковым сопровождением. Однако если карта имеет мультиклиентный драйвер, как ряд современных карт с интерфейсом PCI, или если программа воспроизведения работает через систему DirectSound, в которой реализовано смешивание нескольких программных источников звука, вам ничто не помешает играть.

В начало В начало

Схема с цифровой передачей сигнала

Этот вариант может быть реализован только при наличии у привода цифрового выхода S/PDIF, а у карты — аналогичного цифрового входа. При таком подключении сигнал проходит по пути: цифровой выход привода — цифровой вход карты — центральный процессор карты — ЦАП карты — микшер карты.

Как видно, в этой схеме сигнал также проходит большую часть пути в цифровой форме. Точной и безошибочной передаче могут препятствовать лишь плохое качество кабеля и некорректная реализация цифрового входа в карте, что, как уже говорилось, в недорогих картах встречается очень часто. Зато эта схема свободна от влияния операционной системы и остальных программ, поскольку вся обработка звука выполняется процессором карты. Выходной сигнал с ЦАП в любом случае подается на микшер карты, а это значит, что он смешивается со всеми остальными источниками звука, как и в двух предыдущих схемах. Плюсы и минусы такого смешивания перечислены при рассмотрении предыдущих схем.

Функция цифрового чтения в приводах CD-ROM реализована иначе, чем функция воспроизведения аудиодисков. Основная задача функции воспроизведения дисков в формате CD-DA — обеспечить непрерывный и по возможности чистый звуковой сигнал даже в случае сбоев при чтении информации с диска, что достигается работой интерполятора и схемы глушения ошибочных звуковых отсчетов. Основная же задача функции чтения данных — правильно прочитать и передать блок в память компьютера, поэтому при неуверенном чтении и сбоях могут возникать повторы, пересинхронизация привода, а иногда и полный отказ читать участок, который в обычном режиме воспроизводился совершенно гладко благодаря успешной работе интерполятора.

Соединение цифровых интерфейсов лучше всего делать «родным» для S/PDIF коаксиальным кабелем с волновым сопротивлением 75 Ом (любой телевизионный антенный кабель). За неимением коаксиального можно соединить разъемы экранированным кабелем от соединительного шнура видеомагнитофона. К сожалению, контакты разъемов почти никогда не маркируются, поэтому придется визуально или с помощью омметра определить общий (земляной) и сигнальный контакты. Впрочем, кратковременное замыкание входа или выхода S/PDIF на землю неопасно, и полярность подключения можно определить экспериментально.

В картах на микросхемах CMI цифровой вход включается только в том случае, если воспроизведение диска запущено из штатной программы-проигрывателя. Очевидно, таким образом производитель ограничивает применение цифрового входа, например затрудняет запись через него с других источников сигнала, поскольку копирование звука в цифровом виде нарушает международные конвенции о защите авторских прав.

В начало В начало

Схема с непосредственным подключением привода

Эта схема является нестандартной, так как может быть реализована только посредством специальных мер. В этом случае линейный выход CD-ROM подключается не к звуковой карте, а выводится на переднюю или заднюю панель компьютера при помощи специальных планок, которые в готовом виде не так-то просто найти, но достаточно легко сделать самостоятельно. Соединение выхода привода с разъемом на планке должно быть выполнено с использованием экранированного кабеля, проложенного максимально близко к корпусу, а лучше непосредственно по нему. Внешний усилитель подключается прямо к этому разъему, и сигнал от привода попадает напрямую в усилитель, минуя остальные узлы компьютерной системы.

Достоинство этого варианта в том, что чаще всего именно дешевая звуковая карта, выполненная на одной большой микросхеме, является основным источником шумов и помех в сигнале. Привод же, заключенный к тому же в металлический корпус, может давать на линейном выходе достаточно чистый сигнал, пригодный для подачи на внешний усилитель среднего класса. Недостатки, впрочем, тоже имеются: у внешнего усилителя должен быть селектор входов, иначе придется перетыкать кабель из разъема в разъем, чтобы послушать, например, звуковое сопровождение игры или диски со сжатыми записями, которые будут воспроизводиться через звуковую карту.

В начало В начало

Дополнительные способы улучшения качества звука

Если в схеме воспроизведения задействована звуковая карта, обратить внимание следует прежде всего на нее. Как уже говорилось, нужно заглушить все неиспользуемые источники сигнала, а также попробовать отключить обработку звука — Surround, SRS и т.п. Может оказаться, что реализованный в карте алгоритм обработки больше добавляет звуку гулкости, неестественности, а также шумов и искажений, нежели делает его более приятным для слуха.

Если на выходе карты все равно присутствуют неприятные шумы и призвуки (например, при работе винчестера, перемещениях мыши, перерисовке экрана), это говорит о том, что карта воспринимает наводки с других блоков компьютера. Чаще всего такое случается при традиционной схеме соединения, поскольку соединительный кабель легче всего воспринимает паразитные излучения. В этом случае может помочь замена кабеля на экранированный, разрыв земляной петли, изменение прокладки кабеля. Однако все это может не дать нужного эффекта, если схема входного усилителя карты недостаточно хороша. В таком случае избежать помех можно лишь путем перехода к другой схеме соединения.

Если даже при заглушенном входе CD-ROM карта воспринимает шумы и помехи, связанные с работой видеокарты, можно попробовать переставить обе карты (видео- и звуковую) в другие разъемы, максимально удалив их друг от друга. Может помочь установка между ними какой-либо не сильно шумящей карты, например адаптера сканера или внутреннего модема.

Повышенный уровень шума и помех может быть вызван также общими причинами: низким качеством блока питания, плохой развязкой в системной плате, завышенной тактовой частотой процессора («разгон»), неправильной укладкой интерфейсных кабелей и т.п. Как правило, в фирменных компьютерах, в которых все блоки — корпус, источник питания, системная плата и соединения — разработаны в комплексе, продумана экранировка, а кабели имеют фильтры из ферритовых колец, уровень таких системных наводок ниже, чем в компьютерах, собранных из независимых типовых узлов.

Если звуковые карты в вашем компьютере шумят и фонят сильнее, чем аналогичные карты в компьютерах ваших друзей, имеет смысл попробовать заменить блок питания или системную плату. Помимо неприятных на слух шумов, наводимых на звуковую карту, такие некачественные блоки дают сильное электромагнитное излучение, вредное для здоровья.

В начало В начало

О различиях в звучании цифровых звуковых систем

С начала массового распространения цифровых систем записи звука, в первую очередь компакт-дисков, не утихают споры меломанов относительно причин, приводящих к различному звучанию звуковых (CD-DA) дисков в разных системах, а также оригиналов и копий дисков в одной и той же системе. При этом звучат полярные мнения, например «цифра — она и в Африке цифра, она везде одинакова», и совершенно абсурдные тезисы, основанные на уподоблении диска CD-DA традиционной винилитовой пластинке или диску с данными CD-ROM. Однако тема эта чрезвычайно обширна, поэтому я коснусь лишь основных моментов, оставив подробности для специализированных «звуковых» изданий.

Прежде всего необходимо отметить, что звуковой компакт-диск представляет собой как минимум двухуровневую систему хранения информации. На нижнем уровне записана последовательность питов (отражающих/рассеивающих участков дорожки), после расшифровки которой остается информация верхнего уровня — собственно звуковые данные и разметка звуковой программы. Объем информации нижнего уровня втрое превышает объем исходных звуковых данных, за счет чего образуется избыточность (запас информации), на основе которой происходит правильная расшифровка данных верхнего уровня даже при существенном повреждении поверхности диска или сбоях при чтении.

Принцип избыточности можно удачно проиллюстрировать на следующем примере. Если, например, в тексте, на русском языке исказить написание букв, сделать шрифт более бледным и даже удалить часть букв в словах, это вряд ли повлияет на правильность прочтения текста. Ошибки в прочтении начнутся лишь после того, как будет удалена существенная часть информации — части слов и целые слова; но даже в этом случае смысл текста будет прочитан и понят, хотя и не абсолютно точно.

В начало В начало

Различия в звучании одного диска в разных проигрывателях

Система воспроизведения любого проигрывателя содержит систему коррекции возможных ошибок, а также плавного сопряжения участков звучания при выпадении одного или нескольких звуковых отсчетов. Однако логика и качество работы этих систем могут различаться, и те ошибки, которые один аппарат обработает гладко, на другом могут дать заметные призвуки в сигнале, а при ином характере ошибок ситуация может быть противоположной.

Каждый проигрыватель — и привод CD-ROM, и стационарный или переносной бытовой — имеет индивидуальную схему, в которой влияние разных узлов схемы различно по интенсивности и структуре. Например, работа хорошо продуманной и качественно выполненной схемы привода CD-ROM может быть сведена на нет плохим питанием от китайского источника в компьютере, плохой экранировкой соединительного кабеля и т.п.; применение в стационарном проигрывателе дорогих микросхем ЦАП и линейных усилителей может сочетаться с недостаточно хорошим исправлением ошибок чтения диска.

Вообще, проигрывание звукового диска в проигрывателе можно сравнить с приготовлением пирога по рецепту. В рецепте, как и на диске, абсолютно точно и однозначно указано, сколько каких ингредиентов брать и что с ними делать. Однако разные кулинары, как и разные проигрыватели, могут иметь различные предпочтения: кто-то любит положить побольше сахара исходя из того, что пирог должен быть послаще, а кто-то — соды, чтобы пирог был пышнее. Кулинары редко скрупулезно следуют рецепту, и точно так же каждый проигрыватель может иметь свою особенность, которая по замыслу его создателей должна улучшать звучание диска. Но, как не все мы любим чрезмерно сладкие или пышные пироги, так и те оттенки звучания диска, которые нравятся создателям аппарата, могут не понравиться кому-то из слушателей.

В начало В начало

Различия в звучании оригинала и копии в одном проигрывателе

Этот вопрос вызывает, пожалуй, наиболее острые споры. Если причины различия в звучании разных аппаратов на одном и том же диске, как правило, интуитивно понятны, то причины различного звучания оригинального диска и его копии на одном и том же аппарате для большинства непрофессионалов остаются загадкой.

Прежде всего необходимо отметить, что копирование звукового (CD-DA) диска — далеко не такая простая и не всегда успешная операция, как копирование компьютерного файла или диска с данными (CD-ROM). Причина проста: если при копировании любого файла или диска с данными их содержимое получится различным — это будет выявлено очень быстро, а программы и дисководы, виновные в искажении информации, — забракованы. Совершенно иначе обстоит дело со звуковыми дисками: отсутствие доступных средств точного цифрового сравнения оригинала и копии привело к появлению множества приводов и программ, случайно и намеренно вносящих в цифровое содержимое дисков мелкие ошибки, которые незаметны при поверхностном прослушивании дисков на аппаратуре низкого и среднего классов, но хорошо слышны при воспроизведении на высококачественной аппаратуре.

(Появление искажений при перезаписи аудиодисков связано в первую очередь с тем, что при работе с аудиодисками применяются упрощенные алгоритмы восстановления потерянной информации. Считается, что потери при воспроизведении дисков формата CD-DA практически не сказываются на звучании, а следовательно, такие диски не требуют сохранения высокой целостности информации и к ним можно применять более гибкие средства восстановления, в отличие, например, от форматов записи данных. Поэтому естественно, что различные программы и аппаратура добиваются этого собственными средствами и методами, более или менее эффективными с точки зрения их разработчиков. При этом намеренно искажений никто, конечно, не вносит, но и точного соответствия не добивается. — Прим. ред.)

К сожалению, изрядная, если не большая, часть копий звуковых дисков — как штампованных пиратских по отношению к фирменным оригиналам, так и «самописанных» CD-R — не являются абсолютно точными. Впрочем, абсолютно точного копирования структуры дорожки и не требуется — достаточно, чтобы был точно скопирован лишь верхний уровень информации, а фактическая геометрия дорожки, форма питов, шаг витков спирали и т.п. могут различаться в значительных пределах. Однако копии часто не являются точными и в терминах верхнего уровня, причиной тому прежде всего несоблюдение обязательных условий точного копирования CD-DA.

Чтобы определить степень соответствия оригинала и копии, необходимо прочитать оба диска в цифровые WAV-файлы при помощи программы прямого чтения — WinDAC, Exact Audio Copy, AudioGrabber и т.п. Прочитать нужно как минимум два-три раза, сравнив между собой результаты последовательного чтения одних и тех же дорожек, например при помощи команды FC с ключом /b (побайтное сравнение) или функции Advanced Compare в FAR. Если они различаются, то продолжать эксперимент бессмысленно, поскольку привод, драйвер или программа не обеспечивают повторяемости результатов. Прежде всего необходимо добиться повторяемости — путем подбора программы, замены драйверов или даже с помощью привода CD-ROM. (Заметим, что в современных программах для записи компакт-дисков предусмотрен целый ряд мер для сохранения такой повторяемости. Для этого, например, при установке программы тщательно замеряются линейные и угловые скорости вращения приводов, исследуется скорость потока данных, запоминается характер ее изменения при чтении диска от внешних до внутренних дорожек и т.д. Глубина такого исследования и адаптация под имеющуюся у пользователя аппаратуру как раз и определяет цену программного продукта для премастеринга компакт-дисков. — Прим. ред.)

Добившись повторяемости, следует сравнить между собой файлы, полученные с оригинала и с копии. Если их длины различаются — это еще не беда, поскольку многие приводы не умеют точно позиционироваться на начало дорожки, захватывая по нескольку блоков предшествующей паузы или предыдущей дорожки. В таком случае придется вооружиться байтовым редактором (HIEW, DiskEdit или тем же FAR) и попробовать найти последовательность из десятка байтов, взятую из одного файла меньшей длины, в другом файле. Если такая попытка не увенчалась успехом, значит, копии не идентичны.

И все-таки даже при идентичных данных верхнего уровня отклонения на нижнем уровне тоже могут играть определенную роль. Например, если рекордер формирует на матрице CD-R недостаточно четкие питы, то в системе чтения некоторых проигрывателей может возникать паразитный «дребезг», обусловленный неуверенным срабатыванием детектора начала/конца пита. При надлежащем построении усилителя и декодера, а также при грамотной развязке цифровых, аналоговых и питающих цепей такие эффекты несущественны и хорошо подавляются схемами развязки. Однако если развязка неудачна, помехи могут проникать в схемы ЦАП и выходных усилителей, искажая форму выходного сигнала и ухудшая его шумовые характеристики.

Понятно, что в таком аппарате оригинальный, четко проштампованный диск будет звучать чище, чем его абсолютно точная, но «мутная» копия. Другое дело, что виной этому является сам аппарат, не обеспечивающий должного уровня развязки, а не диск, который в данном случае скопирован в полном соответствии со стандартом записи CD-DA.

(Для того чтобы уменьшить описанный эффект для CD-R-дисков, необходимо более тщательно выбирать носители, которые различаются технологиями изготовления, материалом рабочего слоя, а также типом напыления отражающего слоя. Обратите внимание, что часть таких дисков имеет специальную маркировку Digital Audio (или for music only). Это означает, что фирма не ставила целью добиться, например, долговечности хранения информации, но стремилась к повышению воспроизводимости записанного материала на всех типах носителей, то есть питы на таком носителе прописываются более четко, а коэффициент отражения подложки выше. Полученный на таком носителе диск должен уверенно проигрываться в любом плейере! — Прим. ред.)

 

С автором этой статьи, Евгением Музыченко, вы можете связаться по адресу: music@spider.nrcde.ru.

КомпьютерПресс 7'2001


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует